К началу XX века параллельно существовало несколько школ дрессировки, каждая из которых имела дело с определенными животными и использовала собственный опыт. Так, обучение ловчих птиц было принципиально иным, нежели объездка лошадей. Резко отличалась от них цирковая дрессировка. В цирке господствовала немецкая школа дрессировки (механическая дрессировка). Современная физиология назвала бы такую дрессировку выработкой инструментальных условных рефлексов избегания и избавления. Суть метода заключается в применении механического (болевого) стимула, принуждающего животное совершить нужное действие. Безусловным подкреплением является боль. Вот, например, как учили "маршировать" лошадь. На арену два кучера выводят лошадь. Первый крепко держит ее под уздцы, больно дергая при малейшей попытке продвинуться вперед. Второй с бичом сзади лошади не дает ей пятиться. Дрессировщик методически бьет хлыстом лошадь по левой стороне груди, по одному и тому же месту на теле животного. Лошадь, желая избежать боли, то подается вперед, то пятится назад. Кучера ударами сдерживают ее. Лошадь вся в мыле. Дрессировщик продолжает ее размеренно бить. Наконец, лошадь поднимает левую переднюю ногу, чтобы защитить наболевшее место. Дрессировщик опускает хлыст, но... не надолго. Через несколько минут порка продолжается. Лошадь опять поднимает ногу, затем с силой опускает ее. Постепенно у нее вырабатывается условный рефлекс, связанный с этим движением и прекращением боли. Дрессировщик таким же образом бьет лошадь уже по правой стороне груди. Каждый день в одно и то же время без излишней суеты проводятся эти уроки. Проходит время, и лошадь начинает поднимать ногу при одном виде занесенного для удара хлыста. Дрессировщик заходит с другой стороны лошади и заставляет ее поднять другую ногу. Когда "марширование" на месте усвоено, лошадь учат маршировать в движении. Еще несколько занятий — и номер почти готов. Метод механической дрессировки в разных вариациях широко применялся в цирке. Не отказались от него совсем и сейчас. Гениальный русский дрессировщик Владимир Дуров изобрел совершенно новый метод дрессировки — вкусопоощрение, который позволил ему достичь поистине сказочных результатов. "Мой метод, — пишет Дуров, — не допускает болевого ощущения, ибо боль заставляет тупеть сознание, что ни в коем случае не допустимо".
Вся суть в том, чтобы сознание, ум животного были свободны от чувства подавленности, проистекающего часто от неблагоприятного внешнего воздействия, Основным условием для использования метода Дурова является "бодрое, творческое настроение.
Техника всякой дрессировки сводится к трем основным исходным моментам:
Животное, так или иначе, заставляют сделать нужное движение.
Делают так, чтобы это движение доставляло животному удовольствие или избавляло от боли.
Одновременно дают нужный сигнал.
Если это удается проделать несколько раз в одной и той же форме, то у животного образуется ассоциация по смежности (сочетательный рефлекс). Мой способ отличается... тем, что я не применяю боли. Я стараюсь вызвать, требуемые приемом, только не болью, отсюда и награда у меня другая, в награду я кормлю и ласкаю животное” Самое трудное в дрессировке по любым методикам — вызвать у животного нужное действие. Для этого Дуров использовал прием, который он назвал жестикуляцией. Дрессировщик активно наводил животное на требуемое действие, дразня его лакомством или физически помогая ему. При совершении нужного действия Дуров поощрял его лакомством, лаской или восклицанием "браво". Это подкрепление он назвал вкусопоощрением. "Самое главное - это умение почувствовать время и момент применения вкусопоощрения. Пропущенный момент портит все заранее добытое".
Применение этого метода на практике позволило Дурову получить невероятные результаты. Широко известен его сенсационный номер "свинья-аэронавт". На представлении в воздушный настоящий шар системы Монгольфье помещалась свинья. Шар взлетал. Когда он поднимался достаточно высоко, свинья не хуже заправского десантника выпрыгивала из корзины и благополучно спускалась на парашюте. Публика сходила с ума от восторга. Механическим методом этот трюк сделать невозможно. Дуров с блеском применил свой метод.
Подготовку номера он разбил на несколько этапов. Сначала он приучил свинью находиться в подвешенном состоянии, укрощенная большим количеством моркови и капустных листьев, свинья спокойно висела на кожаных ремнях в нескольких сантиметрах от земли. Спустя некоторое время Дуров с помощью блоков медленно поднимал и опускал свинью, вознаграждая ее за примерное поведение лакомством. Свинья скоро привыкла к быстрому спуску и подъему. Затем под свинью подводилась площадка. Свинья выманивалась с нее лакомством; после того как она повисала на ремнях, ей давалось угощенье. Одновременно Дуров учил свинью спрыгивать с площадки только по звонку будильника. Так просто и остроумно Дуров подготовил этот сногсшибательный номер.
Дуров не отвергает механическую дрессировку полностью, иногда он не отрицает необходимость боли при дрессировке, если она исходит не от дрессировщика. Большое значение им придается установлению контакта между дрессировщиком и животным. Он разработал огромное количество методик по обучению разным приемам. Например, предложил сложный трюк отрабатывать по частям (см. "свинья-аэронавт"). Идеи Дурова в практической дрессировке не только не утратили своего значения, наоборот - у него можно найти ответы на все вопросы, которые возникают при дрессировке собак. Начало XX века ознаменовалось развязыванием первой мировой войны, которая вызвала новые расходы, связанные с ее ведением. К ним можно отнести применение собак. До первой мировой войны собаки несли сторожевую службу, подносили легкие грузы (донесения, боеприпасы), были санитарами. Необходимость использования большого поголовья собак заставляла искать новые, более простые и эффективные методики. В России (как, впрочем, и за рубежом) были созданы различные общества собаководов. Издавались методические руководства, справочники. Надо сказать, что собаководство в России имело древнюю историю, и до октябрьского переворота русская школа пользовалась большим уважением. Это касается как разведения, так и дрессировки.
В российских газетах начала века часто печатались рассказы о подвигах легендарного доберман-пинчера Трефа, благодаря своему феноменальному чутью раскрывшего не одно преступление.
Если просмотреть методическую литературу по дрессировке собак того времени, то поражаешься, сколько интересного она содержит, многое не устарело до сих пор. Полицейская школа дрессировки собак использовала совершенно другой метод дрессировки, отличный от механического и дуровского методов. Хочется привести некоторые советы дрессировщикам из книги В.И. Лебедева "Руководство дрессировки полицейских собак" (1910 г): "Раньше, чем браться за дрессировку собаки, надо в самом себе воспитать строгое самообладание, чтобы проявлением собственного нетерпения или раздражительности не испортить в течение одной минуты все то, чего удалось достичь неделями упорного труда.
Мать, которая тебя воспитала, учитель, который тебя учил, унтер- офицер, который с тобой упражнялся, — все они терпеливо и со снисхождением относились к тебе и к твоим слабостям: проявляй же и ты, в свою очередь, ежедневно и ежечасно такое же терпение по отношению к твоей собаке! Она ведь только животное, не имеющее языка и тем самым лишенное средства объяснять свои мысли и побуждения.
Как ум и тело человека не всегда одинаково способны воспринимать и напрягаться, точно так же и собака не всегда будет одинаково усваивать и учиться. Этого никогда не следует забывать при дрессировке. Только от вполне воспитанной, здоровой собаки, уже пережившей первый юношеский пыл, можно и должно требовать, чтобы она сдерживала свои прихоти и не поддавалась бы влиянию минутного своего настроения.
Кнутом, палкой и розгой можно воспитать лишь раба, покорного, когда он на глазах у хозяина, но такими средствами невозможно воспитать добросовестного, радостно исполняющего приказания товарища, который разделяет все опасности своего хозяина и в случае надобности отдает за него жизнь.
Собаку надо воспитать таким образом, чтобы она чувствовала наказание, если хозяин с ней сердито или совсем не говорит, ее не ласкает или игнорирует".
Для полицейской школы дрессировки характерно применение механических, но не болевых стимулов, в качестве поощрения применяется похвала и ласка. Практиковалась также выдача корма, но не в ходе дрессировки, а после ее окончания, для создания благоприятного фона. Основной упор делался на приобретение собакой привычки действовать соответствующим образом. Например, при отработке команды "рядом" пользовались поводком и стеной для ограничения пространства передвижения собаки. На протяжении многих занятий дрессировщик вместе с собакой ходил на коротком поводке вдоль стены. При этом рывки поводка не делались. Постепенно собака привыкала ходить у левой ноги дрессировщика. Подобным образом собака училась выполнять команды "сидеть" и "лежать". По команде "сидеть" ее сажали руками и не давали вставать. За выполнение команды хвалили.
В этом методе уживаются элементы обеих школ: механическое (но не болевое) воздействие и положительное подкрепление (но не лакомство).
На практике полицейская дрессировка используется достаточно широко. Особенно она необходима при работе с собаками, не имеющими хорошо выраженной пищевой мотивации, т.е. нейтрально относящимися к самому изысканному лакомству. Массовое применение собак советскими карательными подразделениями (погранвойска, милиция, охрана лагерей) потребовало создания новых методов дрессировки. Если в полиции требовалось от собаки напугать и сбить преступника, но ни в коем случае не наносить больших ран (собакам даже подпиливали клыки), то "гуманная" советская дрессировка требовала уже хорошей хватки. Был разработан метод контрастной дрессировки, более простой и эффективный, а главное, не требующий большого образования от дрессировщика. Он заключался в использовании как положительного (лакомство, ласка), так и отрицательного (болевое воздействие, угрожающая интонация) стимула. На начальных этапах выработки рефлекса применялось, как правило, положительное подкрепление, в дальнейшем к нему добавлялось и отрицательное (при неисполнении команды). К сожалению, этот метод является сейчас основным в советской дрессировке. Используется также метод подражательной дрессировки. Так, при отработке команды "голос", "фас", преодолении препятствий пример обученной собаки ускоряет дрессировку молодой. Применение только одного из приведенных выше методов дрессировки собак обедняет возможности дрессировщика. В этом отношении наиболее продуктивным является, на наш взгляд, комбинированный метод дрессировки. Суть его — в свободном применении любых методов и методик в каждом конкретном случае. Искусство дрессировки заключается не в том, чтобы, скрупулезно следуя руководству по дрессировке, методично вырабатывать у животного условные рефлексы, а чтобы разработать и применить наиболее эффективную методику для выработки конкретного навыка у конкретной собаки. Поэтому публикация теоретических основ дрессировки нам кажется более полезной, чем распечатка, например, пяти способов отработки команды "сидеть".
Русская школа дрессировки славилась издавна. К сожалению, самоизоляция, недостаток печатных работ по дрессировке служебных собак, неучастие в международных соревнованиях сильно подорвали ее престиж. Однако возникновение новых структур в российском собаководстве вселяет надежду на то, что в недалеком будущем мы станем конкурентоспособными и в дрессировке собак.
http://rotlands.narod.ru/